Деятельность служб ранней помощи основана на семейно-ориентированном подходе, предполагающем работу со всей семьей. Ребенок при таком подходе является частью семейной системы, а его возможности и потенциал развития рассматриваются в контексте семейных отношений.
Принципы деятельности отделения ранней помощи:
· открытости – способности к обмену информацией со специалистами внутри службы, с родителями, лицами их замещающими, способности отвечать на запрос родителей, перестраивая, изменяя и развивая систему помощи;
· партнерства – установление партнерских отношений с организациями, учреждениями, фондами, родительскими организациями, семьей ребенка, ребенком и его ближайшим окружением;
· командного междисциплинарного подхода – совместной комплексной работы команды специалистов, разделяющих общую миссию, цель и задачи деятельности службы (отделения) ранней помощи, обменивающихся информацией, активно взаимодействующих друг с другом и с семьей ребенка раннего возраста от 0 до 7 лет с проблемами развития, в своей профессиональной деятельности;
· профессиональной ориентации на взаимодействие с семьей проблемного ребенка - содействие и укрепление семейных ценностей, семьи в целом, как социального института, создание условий для домашнего развития и воспитания детей раннего возраста с проблемами в развитии;
· добровольности – выстраивание отношений с организациями-партнерами, семьей и социальным окружением ребенка на добровольных началах при обоюдном желании;
· конфиденциальности – неразглашение служебной и профессиональной информации о ребенке и его семье, без согласия членов семьи, кроме случаев, определенных Законодательством РФ.
Цель и задачи деятельности ранней помощи:
Цель - оказание психолого-педагогической и медико-социальной поддержки и сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида от 0 до 7 лет, для содействия его оптимального развития и социализации в обществе.
Задачи ранней помощи:
1. Информирование родительских, общественных и профессиональных организаций о работе службы ранней помощи, ее миссии, цели и задачах. Работа с ближайшим социумом по формированию позитивного отношения к ранней помощи и отделению ранней помощи, к семьям с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами.
2. Выстраивание взаимодействия с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, образования, НКО для обеспечения своевременного выявления детей раннего возраста, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Создание партнерской сети отделения ранней помощи из организаций здравоохранения, социальной защиты, образования и НКО.
3. Планирование и организация процесса комплексной диагностики функционирования семьи и развития ребенка групп риска и ребенка с выявленными отклонениями в развитии.
4. Планирование, организация и оказание комплексной помощи ребенку группы риска и ребенку с выявленными отклонениями в развитии.
5. Планирование и организация процесса оказания информационно-просветительской, психолого-педагогической и медико-социальной помощи семье, сопровождение семьи на всем протяжении ее нахождения в службе.
6. Содействие семье в дальнейшем переходе в систему дошкольного и школьного образования.